В Древнем Риме жрецами богини Кибелы были представители "третьего гендера", евнухи-галлусы, а в Древнем Шумере жрецами богини Иннаны были галы и кургуры (последние, как считается, рождались женщинами, но богиня превращала их в мужчин). И на самом деле, в поэме о схождении Иннаны в потусторонний мир она возвращается к жизни с помощью двух безгендерных существ, Галатуры и Кугару - эти имена приводит Сэмюэл Крамер (Samuel Kramer) - держателями воды жизни и пищи жизни, которые попали в потусторонний мир в обличии мух. В одном из шумерских плачей (балагов) Иннана говорит: "Я зайду вперед - я высокомерна / Я зайду сзади - я умна / Я делаю правое левым / Я делаю левое правым / Я превращаю мужчину в женщину / Я превращаю женщину в мужчину / Я - та, кто заставляет мужчину одеваться как женщина / Я - та, кто заставляет женщину одеваться как мужчина".
- "Magic is a many gendered thing", Lou Hart

***
Двуполость аналогов Афродиты. Андрогин

Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями. (Зильберман М. И. Религия Ханаана. Гл. 2. Этносы древнего Ханаана)

Сама по себе мифологическая идея двуполости (и бесполости) имеет довольно ясное происхождение. Здесь налицо типичное для всякого мифа «объяснение от противного»: люди делятся на женщин и мужчин потому, что преждеде они не были разделены, или половых различий не было. Несомненно существует связь с обрядовой и культовой практикой травестизма - ритуальной переменой пола, а также с обычаем религиозной кастрации и самокастрации.


читать дальше